18.10.2007
В ближайший год российский финансовый сектор ждет существенный рост сделок по слиянию и поглощению, причем большая их часть придется на банки, говорится в опросе российских финансистов, проведенном компаниями PricewaterhouseCoopers и Mergermarket. Мнение экспертов разделилось. Одни утверждают, что в ближайший год банковский рынок ждет чуть ли не двукратный рост сделок M&A, другие уверены, что их объем и количество, напротив, уменьшится из-за кризиса ликвидности на мировых финансовых рынках.
PricewaterhouseCoopers (PwC) — входит в число крупнейших мировых (работает в 150 странах) аудиторских и консалтинговых компаний; mergermarket — независимая аналитическая компания, специализирующаяся на исследовании рынка слияний и поглощений (M&A).
Исследование «Слияния и поглощения в российском финансовом секторе» было проведено в 2007 году, его итоги PwC подвела в июле, а с результатами ознакомила на текущей неделе. В ходе исследования были опрошены 80 руководителей средних и крупных российских организаций, предоставляющих финансовые услуги в России. Интервью проводились по телефону с гарантией анонимности респондентов. В опросе приняли участие представители банков (68%), страховых компаний (21%), Private Equity (6%), пенсионных фондов (5%).
Интерес к слияниям и поглощениям на рынке финансовых услуг не удивителен: в прошлом году и первой половине 2007 года наблюдался всплеск сделок M&A. Так, в июле 2006 года венгерский OTP Bank Rt купил 96,4% Инвестсбербанка. В сентябре того же года французская компания Societe Generale приобрела у структур Интерроса 20% Росбанка. В декабре 2006-го Сергей Попов купил 50% МДМ-Банка у Андрея Мельниченко и Мартина Андерссона. В том же месяце Bank Austria Creditanstalt AG приобрел у «Атон Капитал групп» компании «Атон Интернэшнл» и «Атон Брокер». В 2006 году немецкий Bayerische Hypotheken und Vereinsbank Aktiengesellschaft купил сначала 23,42%, а затем 19,77% Международного Московского Банка. Всего в 2006 году в финансовом секторе была заключена 31 сделка, их стоимость составила 4,8 млрд. долларов.
В этом году слияния и поглощения в финансовом секторе продолжились с новой силой. В феврале 2007 г. немецкая Allianz SE приобрела у АФК «Система Групп» 49,17% компании РОСНО. В апреле бельгийский KBC Bank купил 92,5% Абсолют Банка, а в мае итальянский Assicurazioni Generali SpA — 31,71% ОСАО «Ингосстрах». Продавец — Александр Мамут. Всего в первые 6 месяцев 2007 года в финансовом секторе были объявлены 15 сделок стоимостью 2,5 млрд. долларов. «Учитывая это, есть основания ожидать, что в 2007 году прошлогодние показатели будут превышены», — говорится в материалах PwC. Наибольшее количество (61%) и стоимость сделок (71%) в 2006 году и первой половине 2007 года было отмечено в банковском секторе.
Как говорится в материалах PwC и mergermarket, 78% участников исследования ожидают, что в течение следующих 12 месяцев «произойдет рост или даже существенный рост общего количества сделок M&A в России». Основные причины — сохранение интереса иностранных финансовых организаций к российскому рынку, потребность в дополнительном капитале, рост конкуренции и выход банков в российские регионы, финансовые рынки которых все еще недостаточно развиты.
42% участника опроса считают, что больше всего будет сделок в диапазоне от 100 до 499 млн. долларов, 26% опрошенных — свыше 500 млн долл. 46% респондентов полагают, что наиболее интересными объектами приобретения в течение следующих 12 месяцев станут розничные банки, так как растут быстрее остальных игроков банковского рынка. Другими интересными объектами для поглощения, по мнению опрошенных, являются инвестбанки.
По мнению участников исследования, основная масса желающих купить какой-либо из банков в России будет среди инвесторов из Германии, Франции и Италии. При этом 79% респондентов позитивно воспринимают зарубежных игроков, «так как они приносят с собой новейшие технологии, иной стиль управления и более высокие стандарты обслуживания». Самый серьезный риск при сделках M&A, по мнению участников опроса, — это отсутствие прозрачности. А главными слабыми сторонами российских финучреждений, неблагоприятными для сделок M&A, опрошенные назвали недостаточно развитое управление рисками (49%) и низкое качество руководства (42%).
Мнения экспертов относительно того, станет ли больше сделок M&A в банковском секторе в ближайшие 6—12 месяцев, разделились. Вице-президент аудиторско-консалтинговой группы ФБК Алексей Терехов считает, что к концу года их объем достигнет 6—7 млрд долл. Это в 1,5 раза больше, чем в прошлом году. До конца 2007 г. будет объявлено о результатах нескольких крупных сделок, говорит он. В их числе, завершение компанией «Конверс Групп» сделки по объединению Инвестбанка, Гранкомбанка и Воронежпромбанка и Конверсбанка, а также несколько необъявленных сделок, о которых вице-президент ФБК не стал распространяться.
Директор Центра стратегических исследований Банка Москвы Алексей Ведев, напротив, не думает, что прошлогодние показатели по сделкам M&A будут превышены. «2006 год и первая половина 2007-го стали, с точки зрения ее темпов роста, лебединой песней банковского сектора, — говорит он. — По моим прогнозам, после августовского кризиса ликвидности на мировых финансовых рынках, темпы роста кредитования российскими банками населения и предприятий снизятся, замедлится и рост банковской системы». Поэтому вряд ли сделки M&A в финансовом секторе РФ достигнут прошлогодних 4,5 млрд. долларов. Хотя привлекательность этого рынка для иностранных инвесторов будет по-прежнему высокой, утверждает Алексей Ведев. По его мнению, сейчас проблема не в оттоке капитала, а в его незначительном притоке, займы не рефинансируются, стало дороже фондирование.
Процедура слияний и поглощений могла бы быть интенсивнее, если бы не законодательные препятствия, считает Алексей Терехов из ФБК. Например, согласно законам об АО и ООО, чтобы объединить кредитные организации, нужно персонально проинформировать всех кредиторов и вкладчиков. Для крупных банков эта процедура длительная и затратная. «Можно было бы просто объявить о реорганизации в СМИ», — продолжает г-н Терехов.
Другим препятствием на пути к росту сделок M&A, по его мнению, является непрозрачные корпоративное управление. «Оно приводит к срыву сделок и затягиванию сроков», — продолжает он. И, наконец, еще одной проблемой, мешающей быстро сливаться банкам, является, по выражению г-на Терехова, разрозненный ландшафт информационных систем банков. «Например, часто у «сливающихся» банков IT-платформы разных производителей, — поясняет он. — На объединение этих платформ уходит много времени и сил». Тем не менее, если законы можно изменить, то принудительно унифицировать IT-платформу банков невозможно, отмечает он. Так что с этим фактором участникам рынка придется мириться.
Светлана БАРСУКОВА
Автор: Наталья М.